Представление о свободе у мужчин с регламентированным образом жизни

Предопределе́ние в протестанти́зме — интерпретация в протестантских деноминациях учения о том, что Бог избрал некоторых людей для спасения. Предопределение не следует путать с провидением, которое касается установлений Бога относительно всех вещей вообще. Предопределение является крайне дискуссионным вопросом, по которому мнения в основных течениях протестантизма значительно различаются. Основные точки зрения на предопределение были сформулированы ещё в первые века существования христианства, в ходе полемики Августина и Пелагия в начале V века. Связанным с предопределением проблемам посвящены труды крупнейших богословов, включая Мартина Лютера, Жана Кальвина и Якоба Арминия. Среди современных интерпретаций выделяется оригинальная трактовка вопроса у Карла Барта.

Учение о предопределении является сложной богословской дисциплиной, в которой в качестве частных вопросов выделяют проблемы провидения или промысла Божия, избрания, последовательности Божьих установлений и др. С практической точки зрения оно призвано дать объяснение наблюдаемому факту, что одни люди верят в Бога и, следовательно, спасутся, а другие нет. В целом, учение утверждает, что Бог ещё до начала времён определил, кто из людей заслуживает спасения. Как следствие — все совершаемые человеком поступки не оказывают никакого влияния на то, будет ли он спасён или проклят. Как правило, учение рассматривается вместе с учениями о свободе воли, благодати и спасении, являющихся центральными понятиями в протестантском богословии. Существуют значительные расхождения в их понимании как между протестантизмом в целом и католицизмом, так и между различными ветвями протестантизма. Учение о предопределении существует во множестве вариантов, которые разделяют на три типа. Для полупелагианства и некоторых форм номинализма характерно представление о божественном предвидении, как основе предопределения — предполагается, что Бог предопределяет спасение тем, чьи будущие заслуги и веру предвидит. Основные направления протестантизма отвергают значение человеческих заслуг в деле спасения, то есть синергию. В учении о двойном предопределении, которое прослеживают от Аврелия Августина, а в протестантизме связывают с именем Жана Кальвина, утверждается, что Бог предопределяет от вечности одних к спасению, а других к проклятию. Согласно третьему подходу, также восходящему к Августину, а затем развитому у Фомы Аквинского, спасение происходит благодаря необусловленной заслугами благодати и предопределено, хотя осуждение к проклятию происходит по собственным грехам человека и по его свободной воле. В арминианстве предопределение отрицается и считается, что человек достигает спасения благодаря собственному свободному выбору.

В лютеранстве и кальвинизме проблемы свободы воли и предопределения к спасению или греху рассматриваются с различных точек зрения. В лютеранстве она связана с проблемой происхождения и продолжения существования зла: каким образом всемогущий Бог может быть святым и праведным, несмотря на существование в созданном им мире греха, и ответ ищется в парадигме закона и Евангелия. Важно, что наказание не служит целям Евангелия, — в этом смысле позицию Мартина Лютера часто называют «увещевательной» и полностью подчинённой логике. В реформатском богословии вопрос рассматривался сходным образом, но в большей степени в контексте абсолютного божественного суверенитета.

Идея предопределения глубоко вошла в массовое сознание протестантских стран. Согласно Максу Веберу, вызванное ей чувство неуверенности привело к появлению «протестантской этики». В Англии выступающих за чистоту кальвинизма пуритан поддержали английские монархи Яков I (1603—1625) и Карл I (1625—1649), и потому спор имел политическое значение и рассматривается как одна из предпосылок Английской революции.

Содержание 1 Историческое развитие учения о предопределении 1.1 Постановка вопроса в раннехристианском богословии
1.2 Развитие учения в Средние века 2 Предопределение в раннем протестантизме 2.1 В лютеранстве 2.1.1 Формирование взглядов Мартина Лютера
2.1.2 Филипп Меланхтон и протестантская схоластика
2.1.3 Развитие лютеранской ортодоксии 2.1.3.1 Спор в Страсбурге
2.1.3.2 Споры в Саксонии 2.1.4 Формула согласия 2.2 В реформатском богословии 2.2.1 Учение Кальвина
2.2.2 Предопределение у учеников Кальвина 2.3 Предопределение у анабаптистов 3 Споры о предопределении в XVII веке 3.1 Арминианство
3.2 «Лапсарианские» споры
3.3 Амиральдизм и Гельветский консенсус 4 Предопределение в английском протестантизме 4.1 Предопределение в период ранней английской Реформации
4.2 «Экспериментальное предопределение» Уильяма Перкинса
4.3 Предопределение и Английская революция 5 Предопределение в XVIII—XX веках 5.1 Предопределение у кальвинистов Новой Англии
5.2 Методизм и современное арминианство
5.3 Предопределение у Шлейермахера
5.4 Предопределение у Карла Барта 6 Предопределение и общество
7 Историография
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
Представление о свободе у мужчин с регламентированным образом жизни

Представление о свободе у мужчин с регламентированным образом жизни

Добавить комментарий

Scroll to top