Маржинальный анализ — анализ соотношения объёма продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях.
В основе маржинального анализа лежит деление затрат на переменные и постоянные. Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход, который представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами. Маржинальный доход называют также суммой покрытия, то есть той частью выручки, которая покрывает постоянные затраты и формирует прибыль. Чем больше маржинальный доход, тем быстрее будут перекрыты постоянные затраты и тем быстрее организация, предприятие начнёт получать прибыль.
Маржинальный доход на весь объём продукции рассчитывается по формуле:
M
=
S
−
V
{\displaystyle M=S-V}
где
S
{\displaystyle S}
— выручка от реализации продукции, услуг;
V
{\displaystyle V}
— совокупные переменные затраты.
Маржинальный доход на единицу продукции рассчитывается по формуле:
M
=
(
S
−
V
)
/
Q
=
p
−
v
{\displaystyle M=(S-V)/Q=p-v}
,
где
Q
{\displaystyle Q}
— объём реализации продукции в натуральном выражении;
p
{\displaystyle p}
— цена единицы продукции;
v
{\displaystyle v}
— переменные затраты на единицу продукции.
Анализируя удельные маржинальные доходы по различным видам продукции, выпускаемой на предприятии, можно оценить возможность получения прибыли от производства и реализации данного вида продукции. Если
p
−
v
<
0
{\displaystyle p-v<0}
, то это свидетельствует о том, что выручка не покрывает даже переменных затрат и если выпускать продукцию дальше, то убыток будет нарастать с каждой выпущенной единицей продукции.
В рамках маржинального анализа модели безубыточности (системы «Затраты-объём производства-прибыль») можно определить влияние объёма производства и реализации продукции на величину прибыли, а также определить объём продаж, начиная с которого возможно получение прибыли, и величины постоянных и переменных затрат, при которых возможно рентабельное производство продукции на предприятии.
Анализ производства и реализации продукции